Памятник находится в Александровском парке, у станции метро "Горьковская". Помимо скульптора К.В.Изенберга, в его создании принимали участие архитектор А.И. фон Гоген
и литейщик В.З.Гаврилов. Создавался памятник с 1909 по 1911 год. Представляя
из себя великолепный образец скульптуры модерна, памятник гармонично вписывается
в панораму парка и Каменоостровского проспекта, к которому обращён монумент.
Две лестницы ведут на земляной холм, на котором стоит гранитная глыба постамента. Фонари в виде маяков по сторонам памятника освещают его в ночное время. От фонарей идёт невысокая кованая решётка, ограждающая
памятник со стороны парка. Бронзовая часть памятника выполнена в форме креста
и изображает самый трагический момент боя - миноносец уже взят на буксир, но
два матроса, закрывшись в трюме, открывают кингстон затопления, чтобы не отдать
"Стерегущий" врагу. Через открытый иллюминатор вода заливает испещренный снарядами
корпус миноносца. Льющаяся вода производила необычное впечатление, но она
приводила к ржавению металла и в 1970 году подачу воды прекратили, разобрав
подводящую систему. На тыльной стороне памятника укреплена бронзовая доска
с описанием героической гибели корабля. В 1954, в год пятидесятилетия гибели "Стерегущего", на памятнике была установлена мемориальная доска
с надписью:"Вечная память героям, павшим в боях за Родину". Здесь же переречислен
состав экипажа и помещён небольшой барельеф, изображающий гибель миноносца.
Стремясь к монументализации, обобщённой синтетичности образа и идеи, автор
памятника К.В.Изенберг хотел показать значение человеческой личности, её борьбу
со смертью, и в тоже время осознание человеком своего долга перед Родиной
- умрём, но корабль не сдадим. Таким образом, скульптор великолепно выразил
главную идею памятника - самопожертвование и патриотизм. Военные столкновения
между странами способствовали накалу общественных чувств, обострению национального
самосознания. Такие настроения, несмотря на революцию 1905 года, были широко
распространены в России в начале XX века и Изенберг, конечно же, не мог этого
не чувствовать.![Открытие памятника](images/stereg.jpg)     
Но когда памятник создавался, в Исторической части Морского Генерального Штаба (МГШ)
решили выяснить обстоятельства боя, так как ни одного документа о подвиге двух
матросов в их распоряжении не было. После всестороннего исследования стало
ясно что никаких матросов, открывших кингстоны, не было, как не было на "Стерегущем"
и самих кингстонов. Эту легенду создали журналисты лондонского "The Times", ссылаясь
на какое-то японское донесение. Газета "Новое время" статью перепечатала,
и легенда пошла по России. В мае 1904 года в Петербурге была издана открытка
в память о гибели "Стерегущего" и двух матросов-героев, на которой изображались
миноносец, его командир, давалась краткая характеристика корабля и подвига,
а также приводилось стихотворение неизвестного поэта:
        "Два сына "Стерегущего"
в пучине спят морской,
        Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.
        Но слава, память светлая пребудет навсегда
        О тех, кому могилою - глубокая вода,
        Герои безыменные, не нужно вам имён:
        Вы гордость нашей Родины, краса её знамён."
    Не остались в стороне
и художники: одни изображали эпизоды боя, другие - буксировку "Стерегущего"
японским миноносцем, а художник-баталист Н.С.Самокиш-Судковский изобразил
двух матросов, открывающих кингстоны и затапливающих корабль. Видимо, Изенберг
за основу для создания памятника взял именно эту картину. Японцы же на запрос
МГШ ответили, что во время буксировки никаких русских матросов на "Стерегущем"
не было, а затонул корабль из-за большого количества пробоин. Николай ll , получив
доклад о новых обстоятельствах этого дела, поставил свою резолюцию: "Считать,
что памятник сооружён в память героической гибели в бою миноносца "Стерегущий". 26
апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник был открыт. На торжествах
присутствовал и Николай ll. И действительно, эта легенда нисколько не умаляет
подвига корабля, который, после боя с сильнейшим неприятелем, погиб, изумляя
врага доблестью экипажа !
|